Республиканская трехсторонняя комисия по регулированию социально трудовых отношений в Республике Карелия на своем очередном заседании приняла решение об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ,
Обращение
Республиканской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
о необходимости разработки проекта федерального закона
о внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации
в части введения определения понятия минимального размера оплаты труда
в Российской Федерации
В настоящее время в Республике Карелия одной из наиболее актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений является ситуация с реализацией гарантии по выплате заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда.
В связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 года
№ 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) оказался неурегулированным вопрос в части включения компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (далее – далее компенсационные выплаты) в величину минимального размера оплаты труда.
До вступления Федерального № 54-ФЗ частью 2 статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации было определено, что в величину минимального размера оплаты труда компенсационные выплаты не включаются.
Федеральным законом № 54-ФЗ с 01 сентября 2007 года часть 2
статьи 129 ТК РФ признана утратившей силу. При этом вопрос
о включении или невключении компенсационных выплат в величину минимального размера оплаты труда федеральным законодателем не был урегулирован.
Фактически с сентября 2007 года данный вопрос разрешался
в судебном порядке. При этом суды общей юрисдикции, принимая судебные решения о включении или невключении компенсационных выплат
в величину минимального размера оплаты труда, по сути выполняли функции федерального законодателя.
Судебная практика судов общей юрисдикции по данному вопросу,
в том числе сформированная с учетом обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, за указанный период неоднократно менялась.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в определениях
от 24 июня 2011 года по делу № 3-В11-16, от 24 июня 2011 года
по делу № 52-В11-1, от 01 июля 2011 года по делу № 72-В11-5 и иных аналогичных определениях указывал, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в таких районах и местностях должна быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08 августа 2016 года № 72-КГ16-4 и 19 сентября 2016 года № 51-КГ16-10 сформирован иной подход к решению данной проблемы.
Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08 августа 2016 года по делу № 72-КГ16-4 и от 19 сентября 2016 года по делу
№ 51-КГ16-10 отменены решения судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания в пользу работников недоначисленной заработной платы
в связи с неисполнением работодателем обязанности по начислению заработной платы не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, а также по начислению районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы сверх указанного размера заработной платы.
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации
не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Положениями трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени
и выполнившему нормы труда, является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, позиция судов первой и апелляционной инстанций, согласно которой труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, и оплата труда на работах
в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истцов включена выплата районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Представляется, что в целях разрешения указанной проблемы необходимо на законодательном уровне определить понятие минимального размера оплаты труда.
Данная проблема имеет большое социальное значение, так как затрагивает интересы значительной категории работников, и ее решение позволит исключить социальную напряженность и трудовые споры.
В связи с вышеизложенным, Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения определения понятия минимального размера оплаты труда.